Блог о Фэн шуй, Ба Цзы, Ци Мэнь Дунь Цзя и выборе дат

24.06.2025
518 3 6 мин

Архитектура Китая и Фэн Шуй. Часть 6 «Иерархичность и модульность»

QR-ссылка на статью
Архитектура Китая и Фэн Шуй. Часть 6 «Иерархичность и модульность»
Архитектура Китая и Фэн Шуй. Часть 6 «Иерархичность и модульность» (фэн шуй архитектура китая, китай фен шуй)

Подводя итог о нормативной архитектуре Китая, разберём две оставшиеся темы – иерархичность и модульность, пройдёмся по главным моментам, чтобы сформировать общее представление о сути нормативной архитектуры. В статье по геомантии разбирали другие направления, отличие изучения Фэн Шуй в том, что использование знаний Фэн Шуй и китайской метафизики возможно проследить без искажений на практических примерах с зарождения до наших дней. Популяризация приводит к калейдоскопичному восприятию информации и изучении её урывками в следствии чего происходит обесценивание и несерьезное отношение, в то время как это обширное и целостное знание, которое было доступно и понятно только некоторым группам людей.

Нормативная архитектура

Принцип иерархичности введен в китайскую архитектуру под влиянием конфуцианского учения. В учении Конфуция он был соединен с системой государственного управления и получил широкое распространение в различных сферах жизни. В архитектуре произошла систематизация форм, конструкций, отделки и пространства.

Рассмотрим некоторые принципы иерархичности

– Централизация и симметрия

Отражается в расположении как самих комплексов, так и зданий внутри, где каждое здание занимает определённое место в иерархии, отражающей социальный статус обитателей или функцию. В результате создаётся упорядоченная структура.

Централизация и симметрия в китайской архитектуре

 – Использование материалов и колористических решений

Традиционно использовались такие материалы, как дерево, камень, керамика и бамбук. Каждый материал имел своё значение и ассоциации, которые влияли на восприятие здания. Колористическое решение построек могло служить дополнительным показателем статуса сооружения, также существовала иерархия видов росписей. 

Использование материалов и колористических решений в китайской архитектуре

– Конструктивные типы

Сформировались типы конструктивных особенностей, которые использовались при возведении различных сооружений. Сам каркас разделялся не только по типам, но и по размерам. Существовала зависимость размеров конструкций от статуса сооружения. 

Конструктивные типы китайских построек

– Пропорции и масштаб

Элементы здания должны быть сбалансированы и соответствовать друг другу

Пропорции и масштаб китайской архитектуры

Примеры иерархичности в нормативной архитектуре

– Запретный город в Пекине

Известный пример иерархической архитектуры. Построен в XV веке и служил резиденцией императоров династии Мин. Город имеет чёткую симметричную планировку и окружён высокими стенами.  Состоит из нескольких дворцов, каждый из которых отражает своё место и функцию в общей структуре. На плане возможно отметить как здесь используются все принципы, которые изучали, теперь пространство становится более понятным для анализа и изучения. Иерархия пространств дворцов легко прослеживается. 

Запретный город в Пекине
Схема плана Запретного города Пекина династии Цин (конец правления императора Цяньлуна). 1 – ворота Умэнь; 2 – мост Цзиньшуйцяо; 3 – ворота Тайхэмэнь; 4 – зал Войны Уиндянь; 5 – зал Просвещения Вэньхуадянь; 6 – башня Вэньюаньгэ; 7 – башня Хунъигэ; 8 – башня Тижэньгэ; 9 – зал Тайхэдянь; 10 – зал Чжунхэждянь; 11 – зал Баохэдянь; 12 – сад дворца Цинингун; 13 – дворец Цинингун; 14 – дворец Шоукангун; 15 – ворота Цяньцинмэнь; 16 – зал Цяньцингун; 17 – зал Цзяотайдянь; 18 – зал Куньнингун; 19 – дворцы принцев; 20 – даосский зал Янсиньдянь; 21 – дворец Воздержания; 22 – внутренний зал предков Фэнсяньдянь; 23 – зал Ниншоугун; 24 – театр Чанъиньгэ; 25 – шесть жилых дворцов; 26 – буддийская башня Юйхуагэ; 27 – дворец Шоуаньгун; 28 – буддийский храм Инхуадянь; 29 – административные постройки; 30 – императорский парк; 31 – зал Циньаньдянь; 32 – ворота Шэньумэнь; 33 – угловые башни; 34 – река Тунцзы. (Схема Шевченко М.Ю.)
Главный двор Запретного города в Пекине
Главный двор Запретного города в Пекине

– Храм Неба в Пекине

Также отражает применение иерархической архитектуры. Построен в XVI веке и посвящён поклонению небу и земле. Храм состоит из нескольких залов и павильонов. Имеет чёткую структуру, основанную на принципах централизации и симметрии. Главное здание - Зал молитвы занимает центральное место, а другие постройки располагаются вокруг него.

Храм Неба, планировка
Храм Неба, планировка
Храм Неба вид сверху
Храм Неба вид сверху

– Пагода храма Фогун

Ещё одним примером иерархической архитектуры. Соблюдаются чёткие пропорции и масштаб, которые создают ощущение величия и значимости. Пагода имеет сложную систему декора и орнамента

Пагода храма Фогун, разрез и план
Пагода храма Фогун, разрез и план
Пагода храма Фогун, вид внутри
Пагода храма Фогун, вид внутри

Эти примеры показывают, как иерархичность проявляется в нормативной архитектуре Китая. Перейдём к модульности.
Модульность – принцип организации архитектурных форм, основанный на использовании повторяющихся элементов (модулей), которые могут быть адаптированы.

Если рассматриваем архитектуру с европейской точки зрения, то развитие следует за счёт новых веяний и влияний. В то время в Китае происходит унификация, создание четкой иерархии и модульности, которая ограничивает полёт фантазии и препятствует созданию оригинальных форм. Но имеет ряд преимуществ. таких как гибкость и эффективность повторение структурных элементов и декоративных узоров помогает оптимизировать использование ресурсов и снизить затраты на строительство, а модульная структура легко вносить изменения и адаптации в конструкцию здания.

Этот принцип также важен для изучения, так как завершает процесс формирования нормативной архитектуры. Само формирование и обобщение модульности длится на протяжении тысячи лет. Поглощает в себя знания метафизики, пространственной регулярности, иерархичности и формирует единое знание. 

В китайской архитектуре принцип модульности проявляется в нескольких формах:

  1. Пространственная организация
  2. Структурные элементы
  3. Декоративные элементы
  4. Функциональное назначение

Рассмотрим примеры модульности в китайской архитектуре

– Городская планировка

Городские комплексы в Китае часто имеют чёткую модульную структуру, которая способствует упорядоченности в застройке.

Анализ пропорций города Пекин династий Мин и Цин
Анализ пропорций города Пекин династий Мин и Цин

– Строительные конструкции

Использовались деревянные конструкции с модульными элементами, такие как балки и колонны. 

Поперечное сечение китайского здания, Инцзао Фаши
Поперечное сечение китайского здания, Инцзао Фаши

– Декоративные мотивы

Декоративные элементы, такие как карнизы и кронштейны, состоят из нескольких стандартных частей, соединённых в различные конфигурации.

Кронштейн, содержащий консольные балки, Инцзао Фаши
Кронштейн, содержащий консольные балки, Инцзао Фаши

– Функциональные модули

Например, традиционные китайские храмы и пагоды часто состоят из отдельных залов и помещений, каждое из которых имеет свою функцию и связано с другими через коридоры и проходы. Такая модульность позволяет зданию выполнять несколько функций одновременно и обеспечивает расширения или изменения структуры.

Пагода будды Шакьямуни в монастыре Фогунсы в уезде Инсянь
Пагода будды Шакьямуни в монастыре Фогунсы в уезде Инсянь
Пагода монастыря Тяньнинсы в Пекине
Пагода монастыря Тяньнинсы в Пекине

Мы рассмотрели 4 принципа нормативной архитектуры Китая. 

– Единство числовых и геометрических пропорций
– Пространственная регулярность
– Иерархичность
– Модульность

В статьях описано общее представление и понимание о нормативной архитектуре, оно не является научным трудом по истории архитектуры Китая, а направлено на популяризацию, чтобы заинтересовать читателя для самостоятельного изучения. Также, если вам захотелось узнать о чём-то подробнее, напишите какие темы было бы интересно рассмотреть. Постараемся включить их в следующие статьи.

Используемая литература:

  1. Лоу Чинси. Двадцать лекций по древней архитектуре Китая. Издательство Ассоциации строительных вузов, 2010
  2. Юй Сисянь «Геомантия (фэншуй) в культуре Китая» составление и перевод Милянюка А. О.
  3. История архитектуры и градостроительства Китая, Шевченко М. Издательство Архитектура-С, 2018
  4. Комиссаров С. А., Варёнов А. В. ПАНЬЛУНЧЭН // Большая российская энциклопедия. (2017)

Дмитрий Баров

👏 🔥 👍 🧡

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрироваться

Отзывов 3

07.07.2025 в 20:44
Б
Банко

А где фигуры на конце потолка, которые показывают ранг здания? А и будисткая архитектура - это иностранная, эте не Фэн Шуй.

24.06.2025 в 19:09
a
antares68

Спасибо! Очень интересно! И отдельно - спасибо за дополнительную литературу!

24.06.2025 в 18:19
НАЗА

Браво, Дмитрий ! Очень интересно и последовательно!

Loading...
Отзывов: 3 Из 3
Показать еще (показано: Из 3)
Вход
Регистрация
E-mail:
Пароль:
Напоминание пароля

На ваш E-mail будет выслан новый пароль (письмо может попасть в спам).

E-mail:

Тут выводим сообщение алерта

Обратная связь
Сохранение...

Ваше Имя:
E-mail:
О чём:
{{_lang.CALCULATOR_TWOHOUR}}
Загрузка…