Подводя итог о нормативной архитектуре Китая, разберём две оставшиеся темы – иерархичность и модульность, пройдёмся по главным моментам, чтобы сформировать общее представление о сути нормативной архитектуры. В статье по геомантии разбирали другие направления, отличие изучения Фэн Шуй в том, что использование знаний Фэн Шуй и китайской метафизики возможно проследить без искажений на практических примерах с зарождения до наших дней. Популяризация приводит к калейдоскопичному восприятию информации и изучении её урывками в следствии чего происходит обесценивание и несерьезное отношение, в то время как это обширное и целостное знание, которое было доступно и понятно только некоторым группам людей.

Принцип иерархичности введен в китайскую архитектуру под влиянием конфуцианского учения. В учении Конфуция он был соединен с системой государственного управления и получил широкое распространение в различных сферах жизни. В архитектуре произошла систематизация форм, конструкций, отделки и пространства.
Рассмотрим некоторые принципы иерархичности
– Централизация и симметрия
Отражается в расположении как самих комплексов, так и зданий внутри, где каждое здание занимает определённое место в иерархии, отражающей социальный статус обитателей или функцию. В результате создаётся упорядоченная структура.

– Использование материалов и колористических решений
Традиционно использовались такие материалы, как дерево, камень, керамика и бамбук. Каждый материал имел своё значение и ассоциации, которые влияли на восприятие здания. Колористическое решение построек могло служить дополнительным показателем статуса сооружения, также существовала иерархия видов росписей.

– Конструктивные типы
Сформировались типы конструктивных особенностей, которые использовались при возведении различных сооружений. Сам каркас разделялся не только по типам, но и по размерам. Существовала зависимость размеров конструкций от статуса сооружения.

– Пропорции и масштаб
Элементы здания должны быть сбалансированы и соответствовать друг другу

Примеры иерархичности в нормативной архитектуре
– Запретный город в Пекине
Известный пример иерархической архитектуры. Построен в XV веке и служил резиденцией императоров династии Мин. Город имеет чёткую симметричную планировку и окружён высокими стенами. Состоит из нескольких дворцов, каждый из которых отражает своё место и функцию в общей структуре. На плане возможно отметить как здесь используются все принципы, которые изучали, теперь пространство становится более понятным для анализа и изучения. Иерархия пространств дворцов легко прослеживается.
– Храм Неба в Пекине
Также отражает применение иерархической архитектуры. Построен в XVI веке и посвящён поклонению небу и земле. Храм состоит из нескольких залов и павильонов. Имеет чёткую структуру, основанную на принципах централизации и симметрии. Главное здание - Зал молитвы занимает центральное место, а другие постройки располагаются вокруг него.
– Пагода храма Фогун
Ещё одним примером иерархической архитектуры. Соблюдаются чёткие пропорции и масштаб, которые создают ощущение величия и значимости. Пагода имеет сложную систему декора и орнамента
Эти примеры показывают, как иерархичность проявляется в нормативной архитектуре Китая. Перейдём к модульности.
Модульность – принцип организации архитектурных форм, основанный на использовании повторяющихся элементов (модулей), которые могут быть адаптированы.
Если рассматриваем архитектуру с европейской точки зрения, то развитие следует за счёт новых веяний и влияний. В то время в Китае происходит унификация, создание четкой иерархии и модульности, которая ограничивает полёт фантазии и препятствует созданию оригинальных форм. Но имеет ряд преимуществ. таких как гибкость и эффективность повторение структурных элементов и декоративных узоров помогает оптимизировать использование ресурсов и снизить затраты на строительство, а модульная структура легко вносить изменения и адаптации в конструкцию здания.
Этот принцип также важен для изучения, так как завершает процесс формирования нормативной архитектуры. Само формирование и обобщение модульности длится на протяжении тысячи лет. Поглощает в себя знания метафизики, пространственной регулярности, иерархичности и формирует единое знание.
В китайской архитектуре принцип модульности проявляется в нескольких формах:
- Пространственная организация
- Структурные элементы
- Декоративные элементы
- Функциональное назначение
Рассмотрим примеры модульности в китайской архитектуре
– Городская планировка
Городские комплексы в Китае часто имеют чёткую модульную структуру, которая способствует упорядоченности в застройке.
– Строительные конструкции
Использовались деревянные конструкции с модульными элементами, такие как балки и колонны.
– Декоративные мотивы
Декоративные элементы, такие как карнизы и кронштейны, состоят из нескольких стандартных частей, соединённых в различные конфигурации.

– Функциональные модули
Например, традиционные китайские храмы и пагоды часто состоят из отдельных залов и помещений, каждое из которых имеет свою функцию и связано с другими через коридоры и проходы. Такая модульность позволяет зданию выполнять несколько функций одновременно и обеспечивает расширения или изменения структуры.
Мы рассмотрели 4 принципа нормативной архитектуры Китая.
– Единство числовых и геометрических пропорций
– Пространственная регулярность
– Иерархичность
– Модульность
В статьях описано общее представление и понимание о нормативной архитектуре, оно не является научным трудом по истории архитектуры Китая, а направлено на популяризацию, чтобы заинтересовать читателя для самостоятельного изучения. Также, если вам захотелось узнать о чём-то подробнее, напишите какие темы было бы интересно рассмотреть. Постараемся включить их в следующие статьи.
Используемая литература:
- Лоу Чинси. Двадцать лекций по древней архитектуре Китая. Издательство Ассоциации строительных вузов, 2010
- Юй Сисянь «Геомантия (фэншуй) в культуре Китая» составление и перевод Милянюка А. О.
- История архитектуры и градостроительства Китая, Шевченко М. Издательство Архитектура-С, 2018
- Комиссаров С. А., Варёнов А. В. ПАНЬЛУНЧЭН // Большая российская энциклопедия. (2017)
Дмитрий Баров


А где фигуры на конце потолка, которые показывают ранг здания? А и будисткая архитектура - это иностранная, эте не Фэн Шуй.