В европейской архитектуре нас привлекают достижения величия и красоты через отдельные архитектурные сооружения, описание европейского города строится через конкретные достопримечательности. В то же время в китайской архитектуре изначально главенствует ансамбль. Где каждый элемент выполняет конкретное и практическое назначение благодаря функциональности общих частей. Это относится как к жилым домам, так и культурным сооружениям, парковым павильонам и дворцам. Архитектурный комплекс состоит из зданий, соединенных двором, окружённым зданиями и галереями по периметру. На керамической плитке с изображением двора можно увидеть, как двор делился на правую, левую, переднюю и заднюю часть. Такая композиция с четырьмя строениями, образующими двор, называется «сыхэюань».
Сыхэюань – традиционный архитектурный комплекс, состоящий из четырёх зданий, расположенных симметрично вокруг прямоугольного двора. Распространённый тип застройки, на протяжении веков играющий отдельную роль в формировании городской среды. Каждое здание имеет вход, открывающий проход во внутренний двор. Здания соединены между собой переходами, галереями или арками, что создаёт единое пространство. Шевченко М. Ю. в своей работе выделяет три типа такой композиции: 1 – двор, окруженный галереей (Эрлитоу, Паньлун); 2 – двор, окруженный постройками с внутренними помещениями и галереей по дворовому фасаду (Фэнчу); 3 – двор, окруженный стеной (Юньтан, Мацзячжуан, Хоума, Хуэйсянь, Чжуншаньго).
Сама композиция сыхэюань прошла долгий путь эволюции. На протяжении веков она претерпевала изменения, адаптируясь к новым культурным и социальным условиям. В средние века постройки стали усложняться, образовывая сложную структуру. Появились многоэтажные композиции для государственные учреждения и частные резиденции. Декоративные, украшенные сложной резьбой и росписями и другие. В наше время композиция сыхэюань продолжает развиваться и адаптироваться к текущим условиям. Также появляются новые варианты, интегрирующие современные архитектурные элементы и технологии. Сохраняются вековые принципы, но при этом здания выполнены из новых материалов и конструкций. Возможно выделить некоторые трактовки и комбинации выявленных типов композиции сыхэюань, сформированных со временем, которые различаются по размеру, форме и назначению:
– Одноэтажный
Представляет собой простой и распространённый вариант, где четыре здания выстроены в один этаж. Такие комплексы использовались как жилые дома для среднего класса.

– Многоэтажный
Одно или несколько зданий выполнялись выше одного этажа. Использовались для размещения государственных учреждений.

– Расширенный
Окружались дополнительными постройками. Садами, павильонами или храмами, расположенными за пределам основного четырёхугольника.

– Упрощённый
Строились здания меньше по размеру или с упрощённой планировкой. Предназначались для разных целей, временного проживания или хозяйственных нужд.

– Декоративный
Пышно украшенные дворы с элементами декора ручной работы, такими как резьба по дереву и художественные росписи, для церемониальных целей или для демонстрации статуса.

Рассмотрим два примера применения такой композиции на самом раннем примере и самом известном. Шевченко М.Ю в своей работе пишет: «Самый ранний из найденных архитектурных комплексов выполненный примерно 1095 г. до н.э располагается в районе деревни Фэнчу. Фундамент ориентирован с юга на север, центральная ось в композиции подчеркнута, план прямоугольный. Композиция строго упорядочена, сформирована двумя дворами. Основные элементы плана с юга на север – это ворота, центральный двор, главный зал, крытая галерея, навес от дождя, западный и восточный дворы, задние комнаты, западные и восточные помещения. План симметричный, ансамбль по периметру окружен стеной. По структуре комплекс выстроен согласно композиции сыхэюань. В отличие от более ранних сыхэюаней культуры Эрлитоу, в данном примере по периметру двора сооружена не только галерея, но и вспомогательные помещения. Такая структура будет неоднократно встречаться в более поздней архитектуре Китая.»
Скорее всего, комплекс в Фэнчу был дворцом, а не ритуальным сооружением. На это указывает композиция всего комплекса, характерная для усадебных и дворцовых построек позднего времени. В комплексе Фэнчу найдены гадательные надписи. Это заставило некоторых ученых сделать предположение, что комплекс имел ритуальное назначение, однако эти надписи, вероятнее всего, относятся к более позднему времени, чем сама постройка. Кроме того, последние археологические находки дали материал о структуре храмов предков династии Западное Чжоу, которые были выявлены в том же районе, что и комплекс в Фэнчу. Так что, исходя из структуры плана, мы можем предположить, что первоначально данная постройка служила дворцом правителя или князя чжухоу.
Самым масштабным и сложным ансамблем по композиции «сыхэюань» является Запретный город в Пекине, резиденция императоров двух династий – Мин и Цин. Главной функций которого является создание условий для управления делами государства и обеспечение комфортных условий для жизни императора.

О Запретном городе, если будет интересно, возможно написать отдельную большую статью. Сейчас мы знакомимся с планировочной структурой, чтобы понять основу, по которой происходит зонирование и композиционное построение комплекса, чтобы далее наложить метафизические знания и провести параллели, которые помогут в самостоятельной работе и изучении других архитектурных сооружений.

Таким образом, композиция сыхэюань является важным элементом традиционной китайской архитектуры, отражающим основные принципы китайской эстетики и философии. Разнообразие типологии позволяет адаптироваться к разным условиям и целям, сохраняя при этом свою основную структуру и принципы. Эволюция комплекса показывает его способность к адаптации и интеграции новых элементов, сохраняя традиционную основу.

Используемая литература:
- Лоу Чинси. Двадцать лекций по древней архитектуре Китая. Издательство Ассоциации строительных вузов, 2010.
- Юй Сисянь «Геомантия (фэншуй) в культуре Китая» составление и перевод Милянюка А. О.
- История архитектуры и градостроительства Китая, Шевченко М. Издательство Архитектура-С, 2018.
- Комиссаров С. А., Варёнов А. В. ПАНЬЛУНЧЭН // Большая российская энциклопедия. (2017).
Дмитрий Баров




А где круглые Тулоу из Фудзиена? Там есть совершенная симетрия.