Рассмотрим, как применяли Фэн Шуй в древние времена и почему, пройдя тысячелетний путь, эта наука остаётся таким же загадочным явлением, как и раньше. Учение ветра и воды не потеряло актуальности и становится только более популярным, обобщая весь накопленный опыт. При изучении отмечают лёгкость, логичность и понятность знаний Фэн Шуй и его применения. Не обязательно быть поклонником китайской культуры, пристально её изучать и следовать традиционным течениям, но для применения метафизики желательно погрузиться в среду, понимать истоки и то, на чём она базируется. Повторим концепцию инь/ян и «четырёх защитников», возможно, знакомых вам из первого модуля Фэн Шуй, если вы уже учились. Если вы только начинаете – рассмотрим эту теорию для понимания последующих примеров.

Истоки использования Фэн Шуй в архитектуре и градостроительстве Китая уходят в глубь истории. Слово Фэн Шуй исходит из трактата Го Пу (4–5 вв. н.э.) «Книга о погребениях», в котором говорится: «Мёртвые следуют мановениям живого духа. Живой дух рассеивает, следуя ветрам, а воды встают непреодолимой преградой. Если ушедшие собираются вместе и не исчезают, то нужно сделать так, чтобы остановить это явление. Это мы и назовём Фэн Шуй (ветер и вода)». Здесь описывается, что дух присутствует в местах, защищённых от ветра и имеющих водоёмы. Таким образом, появляется теория о том, как и где найти такие места. Приоритет, по которому определяли подходящее место, гласил: «Там, где горы высоки, необходимо говорить о ветре. Где гладкая равнина – необходимо искать воду». По этой причине исследование местности на предмет пригодности называли «наблюдением ветра и воды».

Мы с вами попробуем вернуться во времена Го Пу и на время стать Цзянху (люди рек и озёр), бросить прелести жизни земной и окунуться в ментальное пространство свободы, уйдя от социума для самосовершенствования и изучения Фэн Шуй.
Мастер Го Пу посоветовал найти место по Фэн Шуй и рассказал только пару моментов:
- Следование Инь и Ян
«В горах ли Медных с Запада обвал, иль Духа колокол с Востока отзовется, деревья и цветы весной и просо в закромах – все порождаемое только Ци сгущенье». Инь и Ян представляют собой два взаимодополняющих начала, которые присутствуют в каждом аспекте жизни. Это первое, что определяется на местности. «Драгоценной по Фэн Шуй землёй» называют места, где природные факторы дополняют друг друга. - Нахождение единства человека и Вселенной
Каждое явление взаимосвязано и влияет друг на друга. Небо символизирует космические силы и законы природы, которые управляют миром, также оно ассоциируется с божественным и духовным началом. Земля представляет собой физический мир, в котором мы живём – основу для живых существ и источник ресурсов. Человек занимает отдельное место, так как способен понимать и взаимодействовать с окружающим миром. Стремится к гармонии с природой и следует законам, чтобы достичь благополучия. Но при этом человек с природой связаны и выполняют взаимодополняющие функции. - Поиск симметрии и уравновешенности
Почувствовать сбалансированность и симметричность естественной среды. Описывается «Четыре Образа» – Зелёный Дракон, Белый Тигр, Красная Птица и Чёрный Воин. При ориентировании на местности важно чётко различать соотношения четырех сторон света, гор и вод. Теория о четырёх защитниках даёт лучше понять взаимосвязь между человеком и окружающей средой, а также использовать это для выбора гармоничного пространства. - Учитывать многообразие
Естественная среда сложна и многообразна, выбор места различается особенностями окружающей среды. «Драгоценной землёй» считают такие места, где «горы образуют кольцо, а воды дугообразно омывают», где «вода и суша, смыкаясь, образуют цельность». «Слева протекают воды, что зовется Зеленым Драконом, справа протянута дорога, что зовется Белым Тигром, спереди – стоячий водоем (пруд или озеро), что зовется Красной Птицей, а позади возвышенность, что называют Черным Воителем». Для того чтобы земля считалась «драгоценной», желательно наличие реки, озера или источника. Течение реки извилистое, огибающее и спокойное. Почва жирная, рыхлая, но не как песок, и в земля без колотых острых камней.
Получили ТЗ (техническое задание) на поиск места и переместились в поле посреди древнего Китая. Сайт Mingli еще не изобрели, но мы все равно приступаем к поиску места с хорошим Фэн Шуй. Для начала процесс разобьём на 4 стадии: поиск, исследование, изучение воды и выбор места.
- Поиск
В первую очередь осмотримся и найдём «дракона», гряды гор или холмов. Поиск начинается с места, откуда идёт короткий и узкий боковой гребень, отходящий от горной цепи или главного гребня. Затем исследуем возвышенности, куда уходят эти гребни. В книге «Многих гора» это описывается так: «Если нашли правильное место, и дракон обитает в нём. Сзади у него поддержка, спереди место для подношений, а с боков охраняющие и обволакивающие заслоны. Поэтому можно определить, как много ему несут, как надёжно его защищают и обволакивают. Найденный дракон может относится к великим, средним и мелким». После того как нашли гору, проверим, что гребни исходят с нескольких сторон, и продолжить искать место.
- Исследование
Нашли главную гору и просмотрели отходящие гребни. Теперь исследуем, та ли это гора, которая нужна. В той же книге «Многих гора» говорится так: «Если по обе стороны возвышенности, то они предохраняют от злого ветра – это благоприятное месторасположение. Если же нет, но возвышенности окружают кольцом, подобно свернувшемуся дракону, то это сильная защита, через которую не пройдут завихряющиеся потоки воздуха, а внутри кольца будет нарастать сила». Мы находим место, наполненное силой. Определяем по сторонам света относительно концепции о четырёх животных. Слева – зелёный дракон, справа – белый тигр, спереди – красная птица, сзади – черепаха. После нахождения горы и исследования места по соответствии четырём животным возможно перейти к следующему этапу.
- Изучение воды
Одного признака, что место подходит по четырём животным, недостаточно. Жизнь непрерывно связана с водой, и прежде найдём источник, из которого течёт вода. Этот этап особенно важен. «Любое место, где входят воды, мы называем Небесными вратами, а место исхода – Земными вратами. Поэтому вода является основополагающим фактором богатства людей: Небесные врата открыты, придёт богатство, а если исход закрыт, то богатства становятся неисчерпаемыми». Место ищем с открытыми Небесными вратами и лучше, если там не будет исхода воды. Также отмечаем их состояние и вид. «Ища дракона – понимайте воздух, понимая воздух – пробуйте воду на вкус, цвет изумруден, вкус сладок, аромат тонок – это признак воды высшей пробы». Таким образом, кроме подходящих горных склонов, анализируем потоки воды и качество. Также Го Пу писал: «Рассуждая о законах ветра и воды, можно сказать, что воды важнее. Воду следует обрести, а защита ветра имеет второстепенное значение».
- Выбор места
Для живого место ищем, где преобладает Ян, для мёртвого – где преобладает Инь. Ищем место, где сзади находится гора, по сторонам две возвышенности – слева зелёный дракон, справа белый тигр. Впереди обзор, а вдалеке видны гряды гор. В результате сзади будет Инь, а вокруг – полные объятия Ян. Таким образом, находим необходимое нужное месторасположение.

Мы с вами рассмотрели распространённые теории, которые можно найти в каждой книге по Фэн Шуй. Они описываются там как некоторые отголоски прошлого, и бытует мнение, что эти принципы уже не так важны для современного города. При этом написанное выше остается базовой информацией, без которой сложные расчёты не будут иметь успех 💯. На этом заканчиваем первую часть этой статьи.
Используемая литература:
- Лоу Чинси. Двадцать лекций по древней архитектуре Китая. Издательство Ассоциации строительных вузов, 2010
- Юй Сисянь «Геомантия (фэншуй) в культуре Китая» составление и перевод Милянюка А. О.
- История архитектуры и градостроительства Китая, Шевченко М. Издательство Архитектура-С, 2018
Дмитрий Баров





Го Пу в «Книге о погребениях» писал про поиск идеального места для могилы, Иньский Фэн Шуй. В Фэн Шуй для живых людей, в Яньком Фэн Шуй разве Дракон и Тигр не меняются местами?