Внимание
Если сайт работает не корректно, нужно очистить кэш браузера при помощи комбинации клавиш Ctrl+Shift+R или ⌘ + R.
Если это не помогло
, воспользуйтесь инструкцией.
Блог о Фэн шуй, Ба Цзы, Ци Мэнь Дунь Цзя и выборе дат

21.07.2021
4149 18 9 мин

Как учились в Китае

QR-ссылка на статью
Как учились в Китае
Как учились в Китае (обучение в Китае, Конфуций, бацзы в минли, обучение бацзы)

 Седая древность

Историки предполагают, что самые первые китайские школы появились примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Изначально они существовали в двух видах — Сян и Сюй.

Сян сформировались как своеобразные прибежища для стариков, которые не готовы были пассивно доживать свои дни, а наставляли и обучали молодежь. А в Сюй принимали детей из свободных и состоятельных семей и учили поначалу военному делу и стрельбе из лука, а позднее — шести искусствам: письму, счету, музыке, морали, верховой езде и все той же стрельбе из лука. Одним из важнейших навыков было освоение иероглифов и умение их писать. Это умение распространялось в обществе медленно и часто передавалось от отца к сыну.

Конфуций—китайское Всё

Мудрец и мыслитель Конфуций жил в 551-479 годах до н. э. Несмотря на аристократическое происхождение, семья его обеднела, и детство он провел в нужде. Тяга к знаниям, обширные интересы, размышления и общественная активность принесли ему известность. Он предлагал идеи общественных реформ, но поддержки они не получили. Однако Конфуций стал также учителем — развернул обширную педагогическую деятельность, организовал школу, куда принимали детей независимо от происхождения. Главным условием был интерес к знаниям.

Большая заслуга Конфуция в том, что он обобщил традиции и опыт воспитания и образования, сложившиеся в Китае, добавив к этому и свои идеи. Интерес к познанию Конфуций считал основой личности человека. Он первым сформулировал мысль о всестороннем развитии, в котором образованность сочетается с нравственным, эстетическим и физическим совершенствованием. Его деятельность и труды заложили основу учения, названного конфуцианством, а его самого до сих пор называют «первым учителем Китая».

Ученье—свет

Идеи Конфуция были развиты его последователями, а в период между 2 веком до н.э и 2 веком н.э. конфуцианство и вовсе стало официальной идеологией Китая. Образованных людей стало больше, престиж знаний и образования вырос и превратился в культ. Образованием детей и школами начало заниматься государство. Учителя были уважаемы в обществе, ученики всю жизнь относились к ним с почтением. На первый урок ученик приносил с собой бамбуковую палку, вручал ее учителю как знак готовности усваивать знания в любой подаче. Учились главным образом мальчики, но состоятельные семьи заботились также и об образовании дочерей. Девочки изучали грамоту, искусство стихосложения, танцы, пение, домоводство и рукоделие.

ebed2603a7e5117148d21a7091841ea5

Постепенно в обществе сложилась система экзаменов. Образованных людей государство стало привлекать к должностям. Посты отдавались умнейшим, независимо от происхождения. В итоге успешно сданный экзамен не просто венчал многолетнее образование, но становился карьерным стартом.

Путь в тысячу канонов

Путь к должности был непростым. Основными учебными пособиями были канонические «Книга песен», «Книга ритуала», «Книга истории», «Книга Перемен» и «Весна и осень». Вместе они составляли «Пятикнижие». Считалось, что в них сосредоточена вся мудрость мира, и целью изучения литературного языка было умение читать именно их. Они были сложны для усвоения, однако люди всех слоев общества относились к ним с благоговением—даже те, кто сам не мог прочесть ни строчки. Это подтверждают и китайские пословицы: «Пища утоляет голод, знания излечивают от невежества», «Чем растить сына неучем, лучше растить свинью».

Конфуцианские тексты вначале изучали, а потом—заучивали наизусть. Разобраться в них было сложно, даже будучи неплохо образованным человеком. На помощь приходили многочисленные комментарии. После начального курса обучения юноша мог, если родители имели на это средства, продолжать учебу в уездном и провинциальном училищах, где программа также основывалась на заучивании конфуцианских книг.

Примерно к 19-20 годам человек становился достаточно подготовленным к государственным экзаменам. Закон допускал к испытаниям представителей любых слоев общества, кроме детей цирюльников, актеров, проституток, содержателей публичных домов и слуг. Реально же учить детей столько лет могли только богатые люди.

6fb69a529b3f30362be3273bf8e042a9

Государственные экзамены были трехступенчатыми: уездные, провинциальные и столичные. Выдержавший первый экзамен получал звание ученика (туншэн), которое ученой степенью не считалось, но давало право сдавать следующие экзамены уже на ее соискание.

Второй ступенью был экзамен на первую ученую степень (сюцай, «расцветающий талант»). Чтобы ее получить, соискатель должен был сочинить стихотворение в шестьдесят слов (с пятисложной или семисложной строкой), написать сочинение о каком-либо древнем событии и трактат на отвлеченную тему с использованием цитат из классических канонов.

На практике преодолеть даже первый тур удавалось не многим. К примеру, знаменитый китайский писатель Пу Сун-лин, прославившийся своим тонким литератур­ным стилем, почти всю жизнь сдавал экзамены и стал "расцветающим таланом" только в 89 лет.

Тех, кто претендовал на вторую ученую степень (цзюйжэнь, «кандидат»), ждал еще более строгий экзамен. Если и эта ступень преодолевалась, спустя год ее обладатель допускался в столицу на императорский экзамен, который проводился два раза в шесть лет и давал высшее ученое звание (цзиньши, «доктор»).

Это был самый сложный уровень, выдерживали его немногие. Наблюдал за дворцовым экзаменом сам император. Сочинение следовало писать строго по шаблону. Император мог издать указ с правилами написания: «Сочинение на дворцовых экзаменах должно начинаться предложением: „Я слышал“ или „Я отвечаю“. Вводный параграф должен иметь от четырех до восьми строк из 24 иероглифов каждая. Второй параграф должен начинаться фразой: „Я почтительно понимаю, что Ваше Величество…“ Слова „Я почтительно понимаю“ должны быть помещены ниже четвертой или восьмой строки…  Сочинение необходимо завершить словами: „Будучи неучем, лишенным опыта, слуга Вашего Величества едва ли может избежать высказать то, чего не следует говорить, и, следовательно, необдуманно обидеть Ваше императорское достоинство. Постоянно испытывая волнение, слуга Вашего Величества почтительно отвечает“. Слово „необдуманно“ в заключительном параграфе должно быть внизу строки.»

56cdcd6148d453292e00c7dc596842d5

Экзамены проводились в специальных зданиях, разделенных на крохотные комнатки с тремя глухими стенами. В четвертой было маленькое окно. Из мебели—две доски на кирпичных подставках, которые на ночь становились кроватью, а днем на них писали. Перед тем, как попасть в эти хоромы, будущий ученый подвергался обыску, ему выдавали специальный халат. С собой нельзя было проносить ничего, кроме бумаги, туши, тушечницы и кисточки. Разрешалось взять воду, немного еды и емкость для туалетных нужд. Покинуть комнату можно было только на третий день, отдав надзирателю написанное сочинение. После этого—ночь отдыха дома или у знакомых, а затем—возвращение и следующий тур, второе сочинение на новую тему. Чем больше ссылок на Конфуция и прочих древних мудрецов с максимально точным воспроизведением цитат, тем выше оценка. За списывание наказывали очень строго, вплоть до смертной казни, но среди экзаменаторов всегда находились желающие "помочь" за определенную сумму.

Всего туров было три, и сложные условия губительно отражались на здоровье соискателей. Самые слабые и истощенные умирали во время экзаменов.

К чему же такие страдания?

Все дело в том, что преодоление всех экзаменов открывало путь к карьере чиновника, благополучию и обеспеченной жизни для самого человека и всей его семьи. Другое дело, что многолетняя зубрежка частенько отучала думать самостоятельно. Госслужащий мыслил постулатами, становился послушным и предсказуемым. Кроме того, не все кандидаты получали долгожданную должность. Многие устраивались на работу в школу, где готовили новых учащихся к новым экзаменам.

Однако, установка на то, что учеба — это шаг к карьере и благополучию, укоренилась в китайской культуре и нашла отражение в метафизике. Так, в названиях фаз ци передаются этапы взросления. «Шапка и пояс» — это ци молодая, растущая. Ребенок становился учеником и впервые получал атрибуты внешнего отличия. Это символ надежд, амбиций, планов. «Поступление на службу» — это первые шаги в карьере, ум, зрелость, уверенность. А поскольку успешная карьера была невозможна без прилежной учебы, то все метафизические инструменты помощи учащимся работают на карьеру тоже—и активизации, и звезды. Это прямая отсылка к нашим современным потребностям.

eb0b61201f8c2ecd2c7ed4ec03769c75

13 веков система продержалась в неизменном виде. Сформировалось целое сословие управленцев-мандаринов, которое со временем стало символом косности и бюрократии. Госэкзамены в Китае были отменены только в 1905 году, а в современной китайской системе образования удивительным образом сочетаются и Конфуций, и передовые технологии. Китайские чиновники и сегодня сдают экзамены, но на них проверяется уже не знание канонических текстов, а обучаемость, умение работать в команде и быстро принимать решения в постоянно меняющихся условиях. Что остается неизменным—это доверие к метафизике. Переставить кровать или зажечь свечу в нужное время в нужном месте для помощи в карьерном росте — по-прежнему для китайцев обычное дело. Ну и мы отставать не будем))

Всем хороших энергий и удачи в испытаниях!

Юлия Чакилева

При написании статьи были использованы материалы книги «Китай: страницы прошлого», автор Сидихменов Василий Яковлевич


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрироваться

Отзывов 18

10.05.2022 в 15:12
Viktorija Vainauskaite

Благодарю, очень интересно!

22.07.2021 в 00:53
Анна

Юлия, спасибо за такую необычную познавательную статью. И ещё спасибо за пожелания всем!

Вам тоже здоровых и приятных энергий. Радости и реализации!! 🤗

22.07.2021 в 10:37 
Благодарю Вас, Анна!)))
Большое спасибо всем читателям за обратную связь и добрые слова! Мне очень приятно, что статья удалась и вы находите ее интересной)))
21.07.2021 в 21:18
G
Galina
Благодарю, Юлия, за интересную статью. А как же проводились активизации соискателями, если Вы пишите: *Перед тем, как попасть в эти хоромы, будущий ученый подвергался обыску, ему выдавали специальный халат. С собой нельзя было проносить ничего, кроме бумаги, туши, тушечницы и кисточки. Разрешалось взять воду, немного еды и емкость для туалетных нужд.* Или в эти дни они передвигали только так называемые кровати-доски?
21.07.2021 в 21:37 
Галина))) мы же активизации проводим заранее, копим благоприятную Ци, избегаем плохих комбинаций, нейтрализуем негатив. Так же, как и в нынешнее время - готовимся к экзаменам, собеседованию и пр. заранее, но во время этого действа уже реализуем накопленное - и знания, и накопленный "положительный заряд"
21.07.2021 в 21:46 
G
Galina
Да, Юлия, Вы правы. Я как-то представила, что они проводят активизации и в период сдачи экзаменов. Читала статью как-будто смотрела кино.
21.07.2021 в 22:28 
Благодарю Вас, мне очень-очень приятно это читать)))
21.07.2021 в 20:52
О
Осадчая Светлана Анатольевна
Благодарю, очень интересная статья
21.07.2021 в 20:51
Р
Роза

Спасибо,Юлия! 

Действительно, странно. Когда дочитала до "взбунтовались", думала,что всё же к ним прислушаются,но власть оказалась в те времена гораздо жёстче.

21.07.2021 в 18:33
Cветлана 2728
Благодарю за интересную статью  Юлия !!!!!!
21.07.2021 в 18:14
Г
Галина

Очень интересно, благодарю. 

 

21.07.2021 в 16:23
С
Светлана
Спасибо за статью, очень интересно!
21.07.2021 в 13:25
Р
Роза

Здравствуйте!

Спасибо большое за статью! Интересно,почему дети цирюльников и актёров не допускались к экзаменам?

21.07.2021 в 15:06 

Здравствуйте, Роза! Спасибо вам и другим читателям за отзывы, очень приятно получать такую теплую обратную связь))

Сложно сказать, почему цирюльников и актеров поставили в один ряд с палачами и сутенерами. Видимо, были свои предрассудки в обществе. В книгах даже остались свидетельства того, что однажды один молодой человек блестяще сдал экзамены на всех уровнях, вплоть до императорского. И прежде чем дать ему должность, другие чиновники отправились с опросом к его односельчанам, в ходе которого кто-то вспомнил, что когда-то кто-то из его предков был-таки цирюльником. Молодого человека с позором изгнали и из императорского дворца, и из села, но тут уже взбунтовались цирюльники и перестали стричь народ. А уважаемым гражданам нужна была лысая голова с косичкой. Цирюльников в итоге тоже покарали за неповиновение. В общем, всем досталось.

Loading...
Отзывов: 13 Из 13
Показать еще (показано: Из 13)
Вход
Регистрация
E-mail:
Пароль:
Напоминание пароля

На ваш E-mail будет выслан новый пароль (письмо может попасть в спам).

E-mail:

Тут выводим сообщение алерта

Обратная связь
Сохранение...

Ваше Имя:
E-mail:
О чём:
Загрузка…