Говоря о божествах карты, мы редко задумываемся о весьма важном нюансе, связанном с их оригинальными китайскими названиями: несмотря на то, что все они объединены общим термином 十神 shíshén, «десять божеств», или, как вариант, «десять духов», в действительности богом из них зовется только один. Счастливым обладателем статуса небожителя является Дух Наслаждения, а описывающий его китайский термин, 食神 shíshén (шишэнь), буквально означает «бог еды».
Поле значений первого знака, 食 shí, можно описать словами «пища» или «кормление» – все то, что имеет отношение к еде: сам этот знак входит в число основных словообразующих корней в китайском языке и так или иначе присутствует в словах и выражениях, связанных с продуктами питания, а еще может переводиться как «затмение»: потому что одно небесное тело при этом словно бы пожирается тенью другого. По своему строению иероглиф 食 shí представляет собой пиктограмму: нижняя часть 良, ранее записывающаяся как 皀 bī, «зернышко», означает миску риса на подставке, а верхняя, 人rén, «человек», как часть пиктограммы 食 shí символизирует или открытый рот, или крышку. Данный образ возвращает нас к древним легендам: в первобытные времена, когда люди ели сырое мясо и пили кровь зверей, мифический китайский император Суйхуан (Суй-жэнь) сжалился над ними и научил добывать огонь, бог-покровитель земледелия Шэньнун принес им рисовые зернышки на нагретом камне, подсказав, что и рис можно приготовить на костре, а Желтый император Хуан-ди пожертвовал им горшок и котел, после чего они стали питаться горячей пищей. По своей сути, 食 shí – тот самый дар Шэньнуна, а рис и сейчас – центральный продукт азиатской кухни: даже сам глагол «кушать», 吃饭 chīfàn, дословно переводится как «есть рис».
Второй знак, 神 shén («божество», «дух») не менее информативен, чем первый, и сам по себе обладает примечательной
историей. Ключ 礻shì, изначально имевший значение «жертвенный алтарь», и в современном китайском является корнем слов, по смыслу связанных с поклонением, жертвоприношением, сверхъестественными силами и загадыванием желаний. Как отдельный знак, 示 shì означает «выражать», «демонстрировать», «уведомлять». Фонетическим компонентом стал иероглиф 申 shēn, в котором любители метафизики без труда опознают циклический знак, описывающий земную ветвь Обезьяны. Однако так было не всегда. В прошлом 申 shēn имел значение «удар молнии» и был предшественником иероглифа 电 diàn, «электричество». У людей древности грозы вызывали страх и благоговейный трепет перед таинственной силой божеств, громом и молнией изъявляющих свою волю. Потому в те времена само слово «бог» тоже записывалось знаком 申 shēn и лишь много позже обрело свой нынешний облик.
Итак, почему же китайские мастера древности считали, что Дух Наслаждения никогда и никому не причиняет зла? Если в карте рождения присутствует многочисленное Братство или Грабитель Богатства, то они делят удачу Господина Дня между собой, и она рассеивается, не принося ему ни денег, ни почета. Сильная Власть, как Правильная, так и Экстремальная, контролирует Господина Дня, повреждая тем самым его изначальную ци, и тело его становится ущербным. Оставленное без присмотра Нападение на Власть сравнимо с ситом, через которое жизненная энергия Господина Дня проливается и уходит, как вода сквозь пальцы. Избыток любой Печати ведет к замкнутости и одиночеству, что лишает Господина Дня полезных людей, а процветающее Богатство вредит здоровью, подтачивая изнутри физическое тело. Таким образом, о любом из десяти божеств карты, которое заметно перевешивает остальные количеством или качеством, можно сказать, что оно способно навредить Господину Дня. О любом… кроме Духа Наслаждения. Находящийся в карте рождения в изобилии, он, как ни парадоксально, не способен напрямую оказать серьезного негативного влияния на судьбу ее владельца: Дух Наслаждения, квинтэссенция успеха и удачи небесных стволов, благородному мужу приносит известность и уважение, а простолюдину достаток, дабы прокормить семью и прокормиться самому. Хорошая удача Господина Дня заставляет Дух Наслаждения сиять, плохая – гаснуть: «Встречая счастье, Дух Наслаждения приумножает добро, встречая несчастье, теряет силу; даже уменьшая богатство, он лишь отражает уже существующее, а не приносит беду с собой».
Основные функции Духа Наслаждения заключаются в следующем: во-первых, Дух Наслаждения помогает родиться Богатству, во-вторых, рождается от Господина Дня, но отводит ци от Братства или Грабителя Богатства, в-третьих, держит под контролем Седьмого Убийцу, приобретая при этом некоторые черты Правильной Власти – как законопослушный гражданин, помогающий полицейскому схватить опасного преступника. Это невольно придает Духу Наслаждения тройственную природу 福禄寿 fúlùshòu – трех китайских чудотворцев, отвечающих за радость, достаток и долгую жизнь. Благодаря возможности создать мостик к Богатству, Дух Наслаждения считается божеством процветания, благодаря оттоку энергии от посягающих на нее Братства и Грабителя Богатства – божеством счастья, благодаря способности преодолевать Экстремальную Власть – божеством долголетия.
По своему характеру Дух Наслаждения подобен умному, успешному и почтительному сыну, который зарабатывает достаточно денег, чтобы прокормить и себя, и пожилых родителей, при этом держась на уважительном расстоянии – на контрасте с Нападением на Власть, принимающим, по аналогии, облик дочери, уходящей в семью мужа со своим приданым, или искателя приключений, алчущего богатства вдали от семьи. Разумеется, в случае женских карт расклад выглядит иначе: пусть мастера метафизики в течение долгого времени уделяли им внимание разве что в контексте удачного или неудачного замужества, в том, что для матери-Господина Дня Духом Наслаждения будет смышленая, красивая и послушная дочь, проводившая с матерью больше времени, нежели сын, которого в любой момент могли отправить на учебу или службу за тридевять земель, тоже есть определенный смысл. Более поздние трактовки канонических текстов сходятся на том, что характер Духа Наслаждения создает образ ребенка, который не доставляет родителям проблем в юности и способен поддержать их в зрелости. Если Нападение на Власть – это трата энергии, времени и сил, то Дух Наслаждения больше похож на инвестиционный проект, затратный поначалу, а впоследствии приносящий значительную прибыль.
Покровитель свободных художников, Дух Наслаждения по своей природе спокоен и безмятежен. Существование в гармонии с миром без переживаний о материальных благах, таких, как одежда и пропитание, неизбежно приводит к размеренному ритму жизни, которому позавидует и святой: в нем нет места гонке за богатством и славой, но есть место созерцанию и тишине. Из всех десяти божеств карты Дух Наслаждения ближе всех к китайскому философскому понятию 风流 fēngliú, что буквально означает «ветер и поток»: восприятие жизни, ориентированное на интуицию и поэтично называемое некоторыми русскоязычными китаистами «ветротекучестью». И первый иероглиф, 风fēng «ветер», и второй иероглиф, 流liú «поток», «течение», подразумевает естественное движение ци, проявляющееся на всех уровнях бытия: этот стиль мышления, поведения и творчества, возникший в Китае в III-IV веках нашей эры в начале периода Шести династий, усилил внимание общества к проблеме самовыражения. Эстетический идеал «ветра и потока» подразумевает чуткость к глубинным изменениям человеческой души, умение ухватить и подчеркнуть подлинность сущего в порыве вдохновения, неотделимость творца и его творения от окружающего мира. Однако на рубеже средних веков и нового времени конфуцианское отторжение «ветра и потока» привело к трансформации данного понятия в сознании людей: то, что раньше ассоциировалось с тонким ощущением мира и внутренней свободой, стало синонимом разврата и гедонизма. Так же и праздность, эксцентричность поведения, бесконтрольное потакание собственным желаниям – обратная сторона медали под названием Дух Наслаждения.
Легкое отношение к жизни, способность радоваться ей и чувствовать себя счастливым благодаря приятным мелочам может создать впечатление, что владельцы карт со структурой Духа Наслаждения не стремятся достичь карьерных или денежных высот. Однако во имя сохранения необходимого для комфортного существования уровня нормы Дух Наслаждения готов на многое: такой человек костьми ляжет, но не откажется от любимой еды или привычных развлечений. Не зря Дух Наслаждения рождает Косое Богатство: деньги, достающиеся в легкости и, как иногда говорят китайские мастера, «падающие с неба» – богатство, ради которого не требуется работать на износ. Поврежденный же Дух Наслаждения (например, при встрече с Косой Печатью) приносит хозяину карты множество мелких неурядиц наподобие ситуаций, когда человек сел пообедать, а кто-то перевернул его тарелку с едой прямо у него под носом. Для живущего в изобилии невелика беда, а для людей с маленьким доходом, особенно в древние времена, когда вопрос пропитания и материальных благ стоял весьма остро, даже такая, казалось бы, мелочь могла оказаться роковой.
Следование течению способно сыграть с Духом Наслаждения дурную шутку: в моменты, когда требуется проявить напористость и твердость, он почти всегда остается не у дел – впрочем, если он успел занять хорошее местечко, выгнать его оттуда крайне сложно. Бесплодные попытки сказать «нет» самому себе приводят к возникновению зависимостей, которые могут быть безобидными, а могут разрушить всю жизнь. Расстройства пищевого поведения, избыточная тяга к алкоголю, никотину и прочим видам стимулирующих веществ, жажда экспериментов в физических проявлениях любовных отношений и неразборчивость в связях, трудности с управлением деньгами и их накоплением – частые негативные проявления Духа Наслаждения, особенно в случае его неполезности. При этом важно грамотно направить его энергию в полезное русло: структурообразующий Дух Наслаждения и/или Дух Наслаждения, проявившийся в небесном стволе столпа года рождения, дает владельцу карты ораторский талант и грамотную речь, поэтому имеет смысл выбирать сферу профессиональной деятельности, где человеку нужно много говорить.
Еще одной особенностью Духа Наслаждения является формирование гармоничных комбинаций с Правильной Властью или Правильной Печатью. Если Господин Дня янский, то его Дух Наслаждения образует парное слияние с Правильной Властью. Китайские мастера называют такое сочетание «удача встречает благородство» и считают, что оно приносит повышение по службе: по сути, Дух Наслаждения является «Правильной Властью для Правильной Власти», и их взаимодействие похоже на то, как подчиненный по личной инициативе аккуратно, ненавязчиво помогает начальству улучшить общие рабочие показатели, и в результате подчиненный и начальник становятся друзьями. Если Господин Дня иньский, то его Дух Наслаждения образует парное слияние с Правильной Печатью, которое также расценивается как весьма благоприятное – здесь удача гурмана-небожителя встречает знания и интеллект.
Благодаря своей мягкой созерцательной сущности, любви к красоте и искусству, склонности плыть по течению и пребывать в гармонии и равновесии Дух Наслаждения выступает в качестве посредника как между человеком и миром вокруг, стремясь попробовать все вкусы жизни подобно искушенному гурману, так и между человеком и богами – словно небесный чиновник, который, услышав молитву верующего, поспешил передать просьбу тому, в чьих силах исполнять заветные желания.
Заказать консультацию по Бацзы можно 🎎 ЗДЕСЬ.
Продолжение следует…



Большое спасибо за такую интересную статью 😍